Статья Алма Исиной, эксперта Центра ГЧП в информационном портале “Капитал”
На сегодняшний день в мире все актуальней становятся вопросы как привлечения иностранных инвестиций в страну, так и распределения капитала внутри страны для создания государственных объектов или услуг. Одним из инструментов привлечения денег является государственно-частное партнерство (ГЧП). По данным отчетов Infra PPP и WAPPP, за II квартал 2022 год в мире основными сферами реализации ГЧП-проектов по количеству являются транспортная отрасль (1 место), здравоохранение (2 место), водоснабжение и ТБО (3 место), энергия (4 место). В Казахстане, по данным на 1 октября 2022 года, планируют дополнительно реализовать 225 проектов ГЧП, в основном в сфере здравоохранения и социальных услуг, образования, культуры и спорта.
Государственная поддержка частному партнеру
Частный партнер, участвующий в проекте ГЧП, в соответствии со структурой договора имеет право получить от государства возмещение затрат или меры государственной поддержки. Так, согласно статье 9 Закона РК о ГЧП, одними из источников возмещения затрат субъектов ГЧП и получения доходов субъектами ГЧП являются:
– компенсация инвестиционных затрат по проекту ГЧП (КИЗ);
– компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства (КОЗ);
– вознаграждение за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся в государственной собственности (ВЗУ);
– плата за доступность (ПЗД).
Предельный размер возмещения затрат государством определяется по «Методике определения стоимости создания и (или) реконструкции объекта ГЧП, суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства».
В рамках компенсации инвестиционных затрат возмещаются следующие расходы частного инвестора: расходы на строительство, расходы на управление компанией в период создания объекта ГЧП, расходы, связанные с финансированием, и расходы на вознаграждения по привлекаемым займам, страхование и гарантии, расходы на получение лицензий и разрешений, расходы по банковским услугам и комиссиям по банковским гарантиям, расходы по аудиторским проверкам, расходы на обязательные сборы и платежи, взимаемые уполномоченными государственными органами, налоги и прочие расходы, связанные с созданием объекта ГЧП.
В связи с многочисленными вопросами хотелось бы отдельно отметить, что в прочие расходы могут входить: расходы на участие в конкурсе и/или расходы на компенсацию воздействия на окружающую среду, а также другие расходы, которые не перечислены в законодательстве, но имеют место быть при создании объекта ГЧП и/или идентифицированы как инвестиционные расходы.
Разработка и совершенствование методик по вопросам ГЧП
«Методика определения стоимости создания и (или) реконструкции объекта ГЧП, суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства» постоянно совершенствуется. Например, изменилась структура компенсации инвестиционных затрат и теперь не ограничивается стоимостью объекта, а ограничивается соответствующими признанными инвестиционными затратами.
В последнее время рынком ГЧП продиктована потребность в разработке таких методик, как «Методика оценки социально-экономической эффективности проектов ГЧП» и «Методика распределения и оценки рисков проектов ГЧП». «Методика распределения и оценки рисков проектов ГЧП» позволит единым подходом оценить риски и учесть их в договоре ГЧП как на республиканском уровне, так и на местном. Принятые государством обязательства в рамках договора ГЧП должны исполняться в надлежащем порядке (суммы рисков, компенсации). Поэтому некоторые оцененные риски повлияют на лимиты государственных обязательств.
В целом методологическая поддержка со стороны государства позволяет решить частные вопросы по проектам ГЧП при их разработке и экспертизе, а также позволит улучшить понимание законодательства Казахстана в области ГЧП участниками рынка, защитить их от злоупотреблений и создать стимулы для улучшения услуг защиты.